Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Главным ориентиром в этом вопросе выступает семья. Именно через семейные отношения, через отношения родителей ребенок учится выстраивать свою будущую жизнь. В семье где царит любовь, гармония, уважение нравственное воспитание происходит как само собой. На примере близких людей ребенок учится, и ему не требуются назидательные беседы о «правильном». Ребенок всегда перенимает жизненную модель родителя своего пола, и если в семье нарушены нравственные ориентиры, в процессе жизни искаженные представления еще сильнее деформируются.
Еще одним элементом в системе формирования духовности является окружение. Ребенок, который не имел правильных нравственных ориентиров, вступая в подростковый возраст, имеет искаженное представление о любви, самоуважении и половых отношениях. Как следствие во взрослой жизни, человек лишенный нравственного воспитания, будет иметь большие проблемы с созданием крепкой, дружной семьи, будет опустошен духовно, разочаруется в высших ценностях, семейном счастье и любви. А на это место придет разочарование, обида, озлобленность и цинизм.
Однако для нравственного воспитания окружение может сделать не меньше, чем любящая семья. Честные, открытые и добрые друзья, которые могут помочь в трудную минуту, поддержать и дать мудрый совет могут восполнить то, чего не было в семье.
Помимо семьи и друзей на ребенка так же влияют и средства массовой информации. Низкопробные рекламы и фильмы, обесценивающие семейные ценности, любовь и уважение сильно воздействуют на еще не сформированную систему детских и подростковых ценностей. Однако, и СМИ могут сделать немало для устранения этой проблемы. Чаще освещать темы посвященные духовности, культуры, этики, любви, рассказывать о благородных поступках, выставлять на первый план простые человеческие отношения и благополучные семейные отношения - это может значительно способствовать развитию духовности в детях и подростках.
Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д. Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться во всех аспектах полового воспитания, в том числе и в той его части, которая касается непосредственно супружеских отношений, так как человек, который не может найти себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и в сфере личной жизни.
Цель полового воспитания в современной школе - на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере общения и определяют высокий уровень духовного и физического здоровья граждан страны. Для достижения необходимого социального эффекта в процессе полового воспитания необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится воспитание:
- социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми женского и мужского пола, убеждение, что и в сфере интимных отношений человек не является независимым от общества;
- стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправия отца и матери в семье, рождения нескольких детей; сознательного и ответственного отношения к их воспитанию как к своему долгу перед обществом в целом, своими родителями и детьми;
- способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но так же как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;
- способности и стремления оценивать свои поступки по отношению к другим людям с учетом половой принадлежности, вырабатывать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;
- ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, убеждения о вреде и опасности ранних половых связей, о недопустимости безответственности и легкомыслия в отношениях с лицами другого пола; понятия дозволенного и недозволенного в этих 1 отношениях;
- адекватного понимания взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств. В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин. Незнание этих особенностей и нежелание их учитывать - существенные дефекты воспитания. Каждый школьник должен осознавать необходимость строить свои отношения с другими людьми, учитывая их половые особенности.
Каждый подросток должен знать, что сохранение духовного и физического здоровья - не только его личное дело, но и долг перед обществом, перед родными и близкими
По реализации плана по нравственно - половому воспитанию были проведены мероприятия с девочками и мальчиками 7 - 9 классов отдельно.